вторник, 22 сентября 2009 г.

Штурмуя небеса

Впечатления от игры "Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники" (По материалам Lenta.ru)

Восемь лет назад, в 2001 году, в России, а чуть позже - и за ее пределами, вышла игра "Ил-2 Штурмовик". Этому невероятно реалистичному и одновременно красивому авиасимулятору удалось стать едва ли не первым отечественным проектом со времен Тетриса, за который действительно не было стыдно перед западной аудиторией. В начале сентября, после выхода многочисленных аддонов и не совсем полноценных сиквелов, в продажу поступила игра с подзаголовком "Крылатые хищники" - первая попытка подружить сериал "Ил-2 Штурмовик" с консолями.

У Ленты.Ру была возможность познакомиться с новым проектом студии Gaijin Entertainment еще в прошлом году на совместной презентации компаний "1С" и Microsoft. Тогда показалось, что у "Крылатых хищников" (или Birds of Prey, если больше нравится английский подзаголовок) чересчур много общего с играми из серии Ace Combat. Впечатление оказалось обманчивым. С проектом Namco Bandai новую часть "Ил-2" роднит разве что аркадный режим, позволяющий с невероятной легкостью выполнять фигуры высшего пилотажа. Впрочем, и здесь всевозможных различий наберется предостаточно.

Прежде всего, не стоит забывать, что действие "Крылатых хищников" разворачивается во времена Второй мировой войны. Это означает, что о мощных самолетах с самонаводящимися ракетами можно забыть сразу. В небе над Восточной и Западной Европой кружат британские истребители Spitfire и Hurricane, советский Ла-5ФН и различные модели Ил и Як, немецкие Messerschmitt и Heinkel He 111, а также многие другие машины, состоявшие на вооружении в тот период. Все самолеты различаются по маневренности, а также скоростным и боевым характеристикам. Все как в жизни.

Многие летательные аппараты вооружены только пушками и пулеметами. Поэтому людям, привыкшим в той же Ace Combat уничтожать все цели при помощи ракет, приходится непросто. Впрочем, достаточно пройти режим тренировки "Ил-2", чтобы понять одну простую вещь - даже в таких условиях можно уничтожать противников без особых трудностей. В некоторых миссиях сюжетной кампании "Крылатых хищников" геймерам позволяют сесть за штурвал виртуального бомбардировщика, а иногда даже дают пострелять ракетами. Последние, правда, годятся лишь для того, чтобы атаковать наземные цели. Подбить с их помощью вражеский самолет очень сложно.


Пулемет в большинстве воздушных поединков куда опасней любых ракет. Во многом благодаря тому, что разработчики создали просто отличную модель повреждений. Не обязательно добиваться того, чтобы самолет противника разлетелся на множество мелких кусочков. Можно отстрелить вражеской машине одно крыло и переключиться на вторую цель. Первый же самолет в это время будет медленно снижаться, пока не достигнет земли и не взорвется самостоятельно. При этом не стоит забывать, что законы физики одинаковы для всех. Иными словами, геймер с одним крылом летать тоже не сможет. Поэтому свою собственную технику необходимо беречь.

В отличие от большинства авиасимуляторов, где либо ты уничтожишь врагов, либо они тебя, в "Ил-2" возникает немало нестандартных ситуаций. К примеру, можно сесть противнику на хвост и расстрелять его практически в упор, чтобы тут же самому рухнуть вниз из-за крупного обломка, который было сложно разглядеть в дыму, и который попал в ваш самолет, отломав крыло.

Вообще техника в "Крылатых хищниках" достаточно прочна и может выдержать несколько прицельных очередей из пулемета. Если внимательно осмотреть модель своего летательного аппарата после особенно ожесточенного воздушного боя, то можно невооруженным глазом заметить на обшивке многочисленные следы от пуль и даже дырки на крыльях. Впрочем, пока эти самые крылья не отвалятся, все будет в порядке. Сами модели созданы очень старательно, с большим вниманием к мелочам, с неплохим видом кабины пилота изнутри.

Не сказать, что новая часть "Ил-2" прямо-таки шокирует своей графикой, но выглядит игра действительно хорошо. Ландшафты достаточно проработаны - можно опуститься и пролететь совсем низко над землей, разглядывая аккуратные деревья или домики, и при этом не морщиться. Самолеты довольно красиво разлетаются на части, а подбитые, но еще способные летать машины оставляют после себя след из густого черного дыма.

Все эти эффекты доставляют не только эстетическое удовольствие - в некоторых случаях им можно найти и практическое применение. Рано или поздно любой игрок захочет попробовать свои силы на более высоких уровнях сложности. Не все же время летать вниз головой и каждую минуту делать мертвые петли в аркадном режиме.


На уровне сложности "Реалистичный" кардинальным образом меняется физика полета. Приходится очень аккуратно управлять самолетом, так как из-за лишней спешки и резких движений аналоговыми стиками машина моментально срывается в штопор. Помимо этого приходится самостоятельно определять упреждение при стрельбе, тогда как в аркадном режиме компьютер делает подсказки. Во всем остальном никаких затруднений этот уровень сложности не вызовет. Геймерам, у которых уже есть большой опыт игры в авиасимуляторы, стоит начать прямо с него.

Гораздо сложнее приходится на уровне сложности "Симулятор". Вот уж где действительно можно почувствовать себя настоящим пилотом. Весь вспомогательный интерфейс исчезает, противники больше не помечаются специальной яркой рамкой, а вид на самолет от третьего лица просто перестает существовать для игрока. Приходится смотреть на происходящее из кабины и напряженно выискивать в небе врагов, которые на фоне лесов и полей становятся неразличимы. В этом случае необходимо заманивать противников в облака, где они становятся гораздо заметнее, а также отслеживать уже поврежденные самолеты по черному дыму.

Конечно, безнаказанно уничтожать вражеские истребители целыми звеньями в аркадном режиме гораздо веселее. Вот только эта радость победы несопоставима с удовольствием от выполнения задания на уровне сложности "Реалистичный" или "Симулятор". Именно здесь геймер может почувствовать, что действительно заслужил звучащий в его честь победный марш.

У "Крылатых хищников" оптимальная продолжительность - шесть глав, состоящих из нескольких небольших миссий, и охватывающих временной промежуток с июля 1940 года по апрель 1945 года. Сюжетная составляющая ограничивается документальными роликами в конце каждой главы, да комментариями пилотов после каждой миссии, пытающихся рассказать о том, что значит быть пилотом боевого самолета. При желании основную кампанию можно пройти за пару-тройку вечеров. Для людей, которые действительно интересуются авиасимуляторами и неравнодушны к самолетам, это будет отличное времяпрепровождение.

Комментариев нет: