четверг, 21 мая 2009 г.

BattleForge - карточное побоище

Скрестить настольные коллекционные карточные игры и виртуальную реальность пытались неоднократно. Но всегда правообладателей оригинальной лицензии смущал один вопрос: кто и как будет раз за разом покупать продукцию компании – те самые раритетные экземпляры карт? Эксперименты с технической частью прошли достаточно быстро – благо рынок электронных транзакций формировался ударными темпами. Кусочки картона подносили к камере Eye Toy, регистрировали уникальные коды онлайн, или оплачивали новые наборы кредитной картой. Проторили дорожку волшебники из Wizards of the Coast – правообладатели самой проработанной коллекционной карточной игры Magic: The Gathering. Седьмой год живет онлайн-проект Magic: The Gathering Online (около 300.000 аккаунтов и порядка 3.000 активных пользователей ежедневно), а в августе 2009 еще одна игра заползет в кошельки доверчивых пользователей. Естественно, компания EA не могла пройти мимо такой уникальной ниши на рынке и предложила игрокам сетевую стратегическую игру в реальном времени с коллекционными картами.

Давным-давно миром Нин управляли жестокие гиганты, под пятой которых страдали все живые существа. Ужасное рабство закончилось с вмешательством богов, которые однажды пришли на помощь людям, оркам и эльфам. Вспыхнувшее восстание ненадолго ослабило прежних хозяев, а затем война вспыхнула с новой силой и длилась несколько веков. Уставших от столетних сражений богов заменили смертные с необычными способностями. Заместителей стали называть Небесными Владыками, а штаб-квартирой и домом новых сверхсуществ стал летающий город-крепость Кузница Творения. Лучшие мастера, ученые и маги годами создавали себе помощников для борьбы с заклятым врагом и принимали под свое крыло целые армии новых героев. Смертные воины получали от Владык бессмертие и обязались вечно сражаться за своих сюзеренов. Объединенные войска нанесли серию поражений гигантам, заставив их отступить в горные убежища, а на истерзанной земле установился хрупкий мир.

Так было пока местное солнце не начало умирать. Угасание светила принесло еще одну беду. В мир Нин пришел Сумрак – страшная субстанция до неузнаваемости меняющая плоть и душу живых существ. Люди попытались спрятаться глубоко под землей, но гиганты не приняли беженцев и начали избиение потомков рабов. Год длилась неравная борьба, смертные вынуждены были вернуться на оставленную поверхность, где их ждали мутировавшие обитатели и твари Сумрака. Небесные Владыки оказались в замешательстве: одни бросились искать ушедших на покой богов, вторые обратились к древней самоубийственной силе стихий, сжигающей своей мощью слабенький разум божественных заместителей, а третьи… – в конце концов, просто отправились на помощь смертным.

Естественно игроку поручают роль Небесного Владыки, у которого в закромах лежит все необходимое для маленькой или большой победоносной войны. Все существа, здания и заклинания относятся к одной из четырех стихий: тень, огонь, природа и мороз, которые представлены в виде коллекционных карт. На прохождение любого сценария можно взять колоду не более чем в 20 карт, то есть к процессу редактирования необходимо подходить максимально ответственно. Каждую стихию отличает свой характер. Войска и заклинания тени обманывают внешней слабостью и дряхлостью, чтобы одним махом проглотить легковерного противника и повторно использовать его плоть. Колода огня сжигает все и всех на своем пути и яростно мстит за гибель своих существ. Природа сильна защитой гигантских деревьев, быстрым восстановлением раненных и мощными монстрами, которые до поры до времени спят в земной тверди. Мороз предлагает контратаки от обороны, наземные батальоны людей, воздушное прикрытие из армии небесных эльфов, жестоких стихийных союзников и смертельный набор охлаждающих заклинаний, после которых редкий противник не рассыпается на мелкие кусочки льда.

Условия применения достаточно просты. Если хватает ресурсов и под контролем находится необходимое количество магических монументов, то для появления на поле боя нужно лишь выбрать нужную карту и указать место десантирования воинов или центр для развертывания стихийного заклинания. Учтите, если только что появившийся отряд сразу вступает в сражение, а рядом нет своих генераторов ресурсов или магических монументов, то на такой отряд накладывается состояние «оглушения» с временной блокировкой способностей и уменьшением здоровья наполовину. Карты некоторых существ и заклинания можно применять несколько раз подряд, а последнее разовое использование регулярно восстанавливается с течением времени.


Бегают солдатики довольно шустро, а разыгрывающиеся сражения по азарту и накалу страстей не уступают стилистически похожему WarCraft III. Веселая расцветка, общие решения в дизайне локаций да смутные едва угадываемые элементы в фигурках бойцов – вот и все пересечения. BattleForge грубее по восприятию. Сказочную завесу срывают ударом дубины размером со средний дубок или заклинанием, после вспышек и вихрей которого остается лишь выжженная земля, кучка золы да осколки льда. Гибель армии наполняет сердце игрока болью невосполнимой утраты, а сокрушительный штурм и марш бессмертных заставляет ликовать и злорадствовать над беспомощным противником.

Фавориты и тактика действий у каждой колоды свои. Одним достаточно пустить корни, другим – начать быструю атаку, но всем необходимо иметь маломальскую ресурсную базу. Нехитрая экономическая модель требует всего ничего – захватить и построить несколько генераторов энергии и монументов стихий. Последние открывают доступ к более сильным существам и заклинаниям, что отчасти соответствует системе улучшений и апгрейдов в классических стратегиях реального времени. Идеал – быстрее других выпустить на поле главные козыри из своей колоды и удержать их численность выше одной боевой единицы. Все. На 95% исход боя уже будет решен.

Такое положение дел характерно только для «улучшенных» колод, владельцы которых заранее побеспокоились об усилении из «необычных», «редких» и «уникальных» карт. Игроку дают далеко не все и сразу. Роль внутриигровой валюты выполняют очки BattleForge. В зависимости от комплектации купленного набора с игрой, на счет пользователя начисляют от 500 до 3000 (онлайн-версия) денежных единиц. Как их тратить – дело игрока. Хочет, скупает пакетики с дополнительными 8 картами за 250 BF очков и лихорадочно вскрывает заветные бустер-паки. Хочет, меняется со знакомыми и малознакомыми личностями. Хочет, идет на аукцион и торгуется за редкие карты. Кончились внутриигровые деньги? Можно выставить на продажу свои ненужные карты, пополнить счет переводом с кредитной карты или через сервис PayPal.

Смотр купленным, найденным и выменянным войскам и проверку боеспособности приобретенных заклинаний можно устроить, не вступая в сражение. На экспериментальных площадках Кузницы Творения всегда есть спарринг-партнеры. Бандиты, монстры Сумрака или каменнорожденные представляют собой сборную солянку из четырех стихийных колод, что, в принципе, достаточно для отработки основных тактических приемов и нехитрых комбо-связок. При желании можно стравить между собой хоть всех существ из своей коллекции и полюбоваться на выжившего чемпиона.

Сюжетные кампании разбиты на цепочки сценариев, звенья которых посвящены событиям на том или ином участке фронта. В одном месте выясняют отношения Небесные Владыки, спорящие по поводу выбора средств и дальнейших шагов по борьбе с Сумраком. В другом – приходится убирать последствия жарких дискуссий. В третьем – решаются проблемы выползающих из пещер людей. В четвертом – нужно дать отпор расплодившимся бандитам, тварям Сумрака, слугам гигантов или отыскать новых союзников. У каждого сценария – своя сложность, требующая порой участия нескольких игроков и уникальная предыстория, посвящающая в легенды и тайны местности, на которой будет происходить новое сражение, или скармливающая часть общего сюжета. Странички постепенно складываются в одну большую и интересную книгу. Впрочем, «белых пятен» еще предостаточно, игрокам представили всего две главы – остальное допишут в будущих кампаниях.

Неприкрытое отсутствие маломальского баланса между картами вызова сложно назвать «подводным камнем» или «минусом» – это, по сути, особенность проекта. Разница между рангами настолько высока, что противостояние маленького отряда существ 3-4 уровня и огромной армии солдат 1-2 уровня завершится катастрофическим разгромом и полным истощением ресурсов второго пользователя и победным маршем первого. Сражение фактически заканчивается после захвата четырех монолитов. Дальше можно спокойно наплодить армию мегамонстров и сходить попить чаю – против вашей орды никто ничего уже не сделает. Кто первым выводит на поле супербойцов – тот и выигрывает большинство PvP-дуэлей, а у иных колод это происходит после захвата всего лишь третьего магического источника. Впрочем, у побежденного есть серьезный шанс подпортить кровь конкуренту – выйти из матча и лишить его заслуженной победы. В такой ситуации просто обязателен поход на аукцион или покупка заветного пакетика бустера. Первое, если не привередничать и внимательно выбирать продавца, обойдется дешевле. Слабое утешение – драфт-дуэли, где каждый пользователь вскрывает 8 бустеров и играет только теми картами, которые ему подбросила судьба.

Кто-то скажет, что в большинстве карточных и стратегических игр все обстоит весьма похоже. Дескать, на мегамонстра отправляют убердемона, или используют сверхмощное заклинание. Все довольны, и баланс сохранен?! Увы, но проблема BattleForge в малочисленности этих самых «убер-», «сверх-» и «мега-». По одной, максимум две карты каждого цвета, ценность которых отлично отображается трех- и четырехзначной суммой на аукционе. Еженедельное вбрасывание новых существ и заклинаний серьезно бы изменило положение дел, но за два месяца после окончания бета-теста и начала продаж ничего подобного пока не происходило. Разрекламированная новая кампания «Отступник», стартовавшая в конце второй майской недели, предложила 0 (ноль!) новых существ и целых две (!) новые карты.

Кооператив выглядит привлекательнее – совместные действия 2, 4 и 12 игроков серьезно облегчают прохождение очередного сценария, а дисбаланс мегамонстров компенсируется игровыми скриптами. Неожиданно выводятся на поле ненормально мощные существа, по очереди идут в атаку союзные армии, а для выполнения иных заданий устанавливаются настолько жесткие временные рамки, что без помощи компаньонов просто невозможно обойтись. Впрочем, радость от PvE-баталий будет омрачена небольшим количеством контента – не хватает оригинальных сценариев, опаздывают новые сюжетные главы, да и колоды постепенно надоедают. В конце концов, отсутствуют задания, требующие сыгранности напарников и помощи целых гильдий, что, безусловно, поддержало бы проект. Для казуалов, однако.

Запуск BattleForge прошел без привычной шумихи и громких заявлений о создании «убийцы» или нового поколения тактических стратегий, что, мягко говоря, совершенно нетипично для EA. Гром грянул после официального запуска игры в России. Из 4-х сформированных колод базового типа русскоязычные пользователи получили всего по одной, которая определяется случайным образом. Объяснения официальных представителей EA внесли еще большую сумятицу – дескать, все из-за денег. Отечественный игрок платит 18 евро, зарубежный – 50, соответственно у наших быстрее и дешевле формируются более сильные колоды. Непродуманная ценовая политика не позволяет игрокам определиться с выбором любимой фракции, и заставляет тратить дополнительные средства, трехкратно переплачивая за игру.

Diagnosis

Если для Magic: The Gathering деньги являются смазочным материалом жерновов и шестеренок великой игры, то в проекте от EA карты сами по себе превратились в платежное средство и потеряли первоначальное значение для игрового процесса. Не хватает большего количества тактических решений и эффектных комбо-связок – основных «фишек» любой мало-мальски проработанной карточной игры – а те, что имеются, уничтожаются кошмарным игровым дисбалансом и непродуманной ценовой политикой.

У сражений превосходная динамика, магические спецэффекты оригинальны и атмосферны, но новая вселенная, нашпигованная историями своих обитателей, пока предлагает всего две главы с менее чем двумя десятками сценариев. Для первоначального знакомства и на короткий срок – более чем достаточно, для долгоживущего ММО-проекта маловато-с.

За:

  • Масштабный проработанный мир BattleForge
  • Сюжетная предыстория для каждого сценария
  • Магические спецэффекты и впечатляющий внешний вид персонажей
  • Неплохой эксперимент в жанре тактических стратегий
  • Сохранена магия бустер-паков и аукционов

Против:

  • Отсутствие баланса между картами вызова существ
  • Малое количество тактических приемов и комбо-связок карт заклинаний
  • Отечественный игрок лишен первоначального права выбора колоды любимого цвета
  • Нет возможности сохранять прогресс в одиночных партиях
Источник: Gametech.ru

Софт по теме: BattleForge (online)

Комментариев нет: